Навигация |
|
 |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
 |
Форма входа |
|
 |

|
Главная » 2009 » Декабрь » 25 » «Капитан Лусь»- ЯТ в Европу, ОЯТ – в Россию
«Капитан Лусь»- ЯТ в Европу, ОЯТ – в Россию | 00.31.35 |
В понедельник в порт Петербурга прибыло судно «Капитан Лусь» с очередной порцией обедненного урана французской компании Areva. После прибытия урановые "хвосты” железной дорогой будут доставлены в Северск – на химкомбинат Томск-7.
Речь идет о десятках, по разным оценкам, от 30 до 60, цистернах с гексафторидом урана (ОГФУ), а также нескольких контейнерах с оксидом урана. Как утверждает компания Areva, отвальный гексафторид урана отправляется в Россию на доизвлечение урана-235, который затем вновь используется для производства ядерного топлива.
Этот состав – первый после того, как в октябре этого года во Франции был показан документальный фильм о торговле ураном, созданный с помощью Гринпис. Он произвел эффект взорвавшейся бомбы. В результате была создана специальная комиссия для выяснения всех подробностей сделки. Выводы министерской комиссии во Франции, будут опубликованы только в январе. Однако вскоре после фильма голландская и немецкая компании URENCO заявили, что с 2010 года не будут продлевать свои контракты на ввоз ОГФУ в Россию.
«Россия – единственная страна в мире, принимающая в промышленных масштабах обедненный гексафторид урана из-за рубежа. Росатом скупает это якобы "ценнейшее" энергетическое сырье по цене туалетной бумаги - 60 центов за килограмм, в то время как рыночная цена килограмма урана – не менее 150-200 долларов, - говорит руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров. – Такие заведомо невыгодные контракты объясняются тем, что после дообогащения в России остается на хранение до 98% от всего ввозимого ОГФУ. То есть, по сути, речь идет о торговле не сырьем, а отходами».
Во Франции поезд с отходами пытался остановить сотрудник Гринпис Янник Руссле. 7 декабря он приковал себя к железнодорожному полотну, задержав таким образом прохождение состава на несколько часов. Утром 8 декабря полицейские отцепили его от рельсов, и поезд с ядерными отходами направился в порт Шербур, где контейнеры погрузили на борт судна «Капитан Лусь». В понедельник гексафторид урана был доставлен в Россию.
Контракты на поставку отходов (так называемых урановых хвостов) в Россию с рядом западноевропейских компаний Росатом заключил еще в середине 90-х годов. Эти контракты были крайне выгодны для поставщиков, но не для России. Прежде всего, они позволяли дешево избавляться от урана, утилизация которого в Европе обходится дорого. Обедненный уран поступал на предприятия, где дообогащался и только частично возвращался компаниям - поставщикам. Большая часть оставалось в России навечно! В результате таких сделок в нашей стране накопилось примерно 120 000 тонн гексафторида урана, который не только радиоактивен, но и токсичен. И это в дополнение к 700 000 тоннам гексафторида урана (ОГФУ), которые уже хранятся в России.
Накануне активисты «Экоперестройки» и «Экозащиты!» передали во французское консульство в Санкт-Петербурге обращение к премьер-министру Франции. Экологи требуют отозвать лицензии, разрешающие экспорт и транспортировку ОГФУ в Россию, выданные компании EURODIF (Areva), не дожидаясь возможных катастроф при транспортировке и хранении французского ОГФУ. К обращению присоединился и Гринпис России. По данным экологов, контракт EURODIF (Areva) и российской компании «Техснабэкспорт» будет действовать, как минимум, до 2014 года. Таким образом, на территорию России может быть ввезено еще несколько тысяч тонн урановых хвостов.
Дополнительную информацию можно получить по тел:
+45-501-106-44, Владимир Чупров (в Копенгагене)
Информация для редактора
1. Более подробную информацию о ввозе ядерных отходов в Россию, обедненном уране, ядерных свалках, транспортировке и хранении урановых "хвостов" можно получить здесь.
2. Отвальный гексафторид урана является побочным продуктом обогащения природного урана и не подлежит использованию в ближайшей перспективе. Как следствие, он нигде не находит широкого коммерческого применения.
Зарубежный гексафторид урана доставляется в Россию по морю в порт Санкт Петербурга, оттуда его транспортируют по железной дороге в один из 4 пунктов - Томск-7, Красноярск-45, Свердловск-44 или Ангарск. После дообогащения отходы переработки ОГФУ - около 80% первоначального объема - просто складируются в металлических цистернах под открытым небом. В соответствии с заключением Ростехнадзора, условия хранения ОГФУ в России не соответствуют требованиям безопасности: металлические контейнеры подвержены коррозии и могут разгерметизироваться. Обедненный гексафторид урана - опасное химическое соединение. При контакте с воздухом фтор реагирует с влагой воздуха, выделяя плавиковую кислоту, которая поражает легкие и почки. В истории урановой промышленности уже случались аварии с разгерметизацией контейнеров ОГФУ, в результате которых гибли люди. Промышленных технологий по переводу ОГФУ в безопасную форму (т.н. обесфторивание урана) в России пока нет. Они могут быть запущенны лишь к 2010-2012 гг., на основе оборудования закупленного во Франции, мощностью 10 000 тонн в год, и отечественных разработок. При этом стоимость обесфторивания накопленного к 2030 году урана может достичь 1 млрд. долларов. Учитывая отсутствие в Росатоме финансовых механизмов обеспечения утилизации и радиоактивных отходов, денег у ядерной отрасли на это нет и не будет.
"по данным Гринпис"
От себя- никогда не поверю,что кг Урана так стоит. Он стоит в разы больше. И пора заканчивать с ввозом этого. До этого: Получивший пробоину в результате столкновения в проливе Эресунн сухогруз «Капитан Лусь», принадлежащий «Северному морскому пароходству» (Архангельск), занимается перевозкой уранового сырья в Европу, а опасных радиоактивных и токсичных отходов – в Россию. По данным «ЭКОперестройки», 182 тонны уранового груза на борту сухогруза «Капитан Лусь» были маркированы UN2912, «радиоактивный материал, низкая удельная активность». Эта маркировка ООН применяется обыкновенно для обозначения концентрата урановой руды (U3O8). Судно направлялось из Петербурга в порт Гавр (Франция), откуда, по-видимому, планировалась отправка уранового груза в Мальвези вблизи Наробнн, на предприятие компании Areva. В связи с инцидентом и ремонтом судна в Копенгагене груз перегружен на другое судно пароходства -- «Михаил Ломоносов».
Помимо перевозки урановой руды в Европу, судно доставляет опасные радиоактивные и токсичные отходы – отвальный гексафторид урана – в Россию. Контейнеры с гексафторидом урана маркируются как UN 2977 и 2978.
«Урановое сырье – из России в Европу, радиоактивные отходы – из Европы в Россию. Так устроена международная атомная индустрия. Россия получает большую долю рисков, но как мы видим, серьезные риски несут все: как при транспортировках, так и на стадиях ядерного цикла,» – говорит сопредседатель организации «ЭКОперестройка» Рашид Алимов.
30 мая 2008 в связи с прибытием судна «Капитан Лусь» в порт Петербурга с опасным грузом из Франции, экологи провели серию одиночных пикетов у генерального консульства Французской Республики. В консульство было передано обращение нескольких экологических организаций на имя премьер-министра страны Франсуа Фийона и министра экологии Жана-Луи Борлоо с требованием прекратить опасные транспортировки.
«Атомная промышленность утверждает, что достигнут высокий уровень безопасности, однако сегодня мы видим, что крупные аварии во время транспортировок по-прежнему происходят. Эти аварии грозят радиоактивным загрязнением, наносящим огромный вред природе и людям. Ядерные транспортировки должны быть прекращены, иначе последуют новые более тяжелые и опасные аварии», – говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!».
Экологические организации «ЭКОоперестройка» и «Экозащита!» требуют прекратить транспортировки уранового сырья и отходов по Балтийскому морю. Учитывая особую уязвимость балтийской экосистемы страны региона должны подписать общую конвенцию, запрещающую любые ядерные транспортировки по Балтике.
По расчетам доктора Петера Диля (Diehl) из организации WISE, выявившего незаконность импорта отвального гексафторида урана в Россию, 182 тонны уранового концентрата на борту судна «Капитан Лусь» – это примерно 3% уранового сырья, получаемого Евросоюзом из России.
Сухогруз «Капитан Лусь» водоизмещением 4618 тонн принадлежит Северному морскому пароходству (Архангельск), его экипаж состоит из 13 россиян. Между тем, как сообщает навигационная администрация Дании, по предварительным данным, в столкновении виновны оба судна. Причины столкновения неизвестны, погода была ясная.
 На фото: Сухогруз "Капитан Лусь" после столкновения с норвежским судном. Фото: Tv2.dk (с сайта Экоперестройка)
 Контейнеры "Северного морского пароходства" (Архангельск) с высокоактивным урановым содержимым на станции Капитолово под Петербургом (Приозерское направление), 2006. Фото: Гринпис. (с сайта Экоперестройка)
|
Просмотров: 1052 |
Добавил: Lasarus
|
|
|
Поиск |
|
 |
Календарь |
« Декабрь 2009 » |
Пн |
Вт |
Ср |
Чт |
Пт |
Сб |
Вс |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
 |
Архив новостей |
|
 |

|