Законодательство

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ- Глава 26. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

 

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении,

строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это

повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью

человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные

должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 

Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов

1. Производство запрещенных видов опасных отходов, транспортировка, хранение, захороне-ние, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических

веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу при-

чинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде, - наказываются

штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохо-да осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до

трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо

массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до

трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за пе-

риод от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.3. Деяния, пре-

дусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности

смерть человека либо массовое заболевание людей, - наказываются лишением свободы на

срок от трех до восьми лет.

 

Статья 248. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами

1. Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими би-ологическими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью чело-века, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, - наказыва-

ется обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными ра-

ботами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до

трех лет или без такового.2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,

либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением сво-

боды на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или зани-

маться определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Статья 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений

1. Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение эпизо-

отий или иные тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного

года, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на

срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.2. Нарушение правил, установ-

ленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяж-кие последствия, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в раз-

мере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо испра-

вительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух

лет.

 

Статья 250. Загрязнение вод

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли

причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лес-ному или сельскому хозяйству, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч

рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести

месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определё-нной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда

здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории за-

поведника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной эко-

логической ситуации, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в раз-

мере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,

либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей ста-

тьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лишением свободы на

срок до пяти лет.

 

Статья 251. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуата-

ции установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, - наказываются штрафом в размере до восьмидесяти

тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до

шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься

определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок

до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.2. Те же деяния, повлекшие по неосто-

рожности причинение вреда здоровью человека, - наказываются штрафом в размере до двух-

сот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период

до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух

лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываю-

тся лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 252. Загрязнение морской среды

1. Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие наруше-

ния правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусст-венных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья

человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использова-нию морской среды, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-

ностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арес-

том на срок до четырех месяцев.2. Те же деяния, причинившие существенный вред здоровью человека, водным биологическим ресурсам, окружающей среде, зонам отдыха либо другим ох-раняемым законом интересам, - наказываются лишением свободы на срок до двух лет со

штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.3. Деяния, предусмотренные частями первой или вто-рой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются лише-нием свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации

1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континен-тальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключитель-

ной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов,

установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства - нака-

зываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением

права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответ-

ствующего разрешения, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч руб-лей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

или без такового.

 

Статья 254. Порча земли

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или

иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами

роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веще-ствами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда

здоровью человека или окружающей среде, - наказываются штрафом в размере до двухсот ты-

сяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до во-

семнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или занима-

ться определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на

срок до двух лет.2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чре-звычайной экологической ситуации, - наказываются ограничением свободы на срок до двух

лет или лишением свободы на тот же срок.3. Деяния, предусмотренные частями первой или

второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются

лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр

Нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строите-льстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка

площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значитель-ного ущерба, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере зара-

ботной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ли-

шением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно-

стью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено:а)

с причинением крупного ущерба;б) с применением самоходного транспортного плавающего

средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений;в) в местах нереста или на миграци-

онных путях к ним;г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологическо-го бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказывается штрафом в раз-мере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок

до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.2. Незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработ-ной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо испра-

вительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.3.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сго-вору или организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от

одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права зани-

мать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех

лет или без такового.

 

Статья 257. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и других лесных ресурсов, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водо-

заборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных

биологических ресурсов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных биологических ресурсов, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в разме-ре заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-

ностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

Статья 258. Незаконная охота

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:а) с причинением крупного ущерба;б) с при-

менением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;в) в отношении птиц и зве-

рей, охота на которых полностью запрещена;г) на территории заповедника, заказника либо в

зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказыва-

ется штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного

дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.2. То же деяние, соверше-нное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предвари-

тельному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от ста ты-

сяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного

за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет или без такового.

 

Статья 259. Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Крас-

ную книгу Российской Федерации

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Рос-сийской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов, - наказывается ограниче-нием свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.

 

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния со-

вершены в значительном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными ра-ботами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния со-

вершены:а) группой лиц;б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;в) ли-

цом с использованием своего служебного положения;г) в крупном размере, - наказываются

штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной

платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязатель-

ными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года

до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определен-ной деятельностью на срок до трех лет или без такового.(часть вторая в ред. Федерального за-кона от 29.12.2001 N 192-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в

особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной груп-пой, - наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определен-ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без та-

кового.(часть третья введена Федеральным законом от 29.12.2001 N 192-ФЗ) Примечание.

Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаж-

дениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчис-

ленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий

пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером -

сто пятьдесят тысяч рублей.

 

Статья 261. Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неос-торожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности - наказыва-

ются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.2. Уничтожение или поврежде-ние лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом

либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного до-

хода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до

семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без та-

кового.

 

Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных

объектов

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение зна-

чительного ущерба, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятель-

ностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

 

Статья 245. Жестокое обращение с животными

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние

совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением

садистских методов, или в присутствии малолетних, - наказывается штрафом в размере до во-сьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за

период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо

арестом на срок до шести месяцев.2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуж-

денного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет.

 

Статья 358. Экоцид- Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать эко-логическую катастрофу, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадца-

ти лет.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ, ПРОТОКОЛЫ ООН И т.д. В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ

Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

 

Международная конвенция (№ 2692) о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду

Конвенция является бессрочной.

Является договором международного права в области разоружения и служит, в частности, для защиты природной среды во время военных действий. Запрещает враждебное использование природной среды в качестве средства ведения войны. Ее положения дополняются в значительной мере положениями Дополнительного протокола 1 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., непосредственно запрещающими нанесение ущерба природной среде в ситуациях вооруженного конфликта.

Назначение Конвенции состоит в том, чтобы предотвратить использование окружающей среды в качестве средства ведения войны путем запрещения преднамеренного управления природными процессами, способного привести к таким явлениям, как ураганы, приливные волны или изменение климатических условий.

 

Венская конвенция об охране озонового слоя

 

В Конвенции страны-участники договорились о необходимости проводить систематические и фундаментальные исследования, связанные с озоновым слоем, включить в законодательство требования по уменьшению и ликвидации эмиссии веществ, разрушающих озоновый слой, а также создать специальную международную институцию по способствованию и координированию охраны озонового слоя – Секретариат по озону.

 

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой

 

Протокол определяет мероприятия и сроки, в которые развитым и развивающимся странам необходимо уменьшить и прекратить производство, потребление, импорт и экспорт установленных в его приложениях веществ, разрушающих озоновый слой (всего 96 веществ), а также сроки, в какие необходимо провести изъятие этих веществ их хозяйственного оборота. Существенной частью реализации Протокола являются решения, принятые во время заседаний Стран-участников Монреальского протокола, которые дополнили и уточнили требования Протокола, а также Многосторонний фонд вложений, который предоставляет финансовую поддержку развивающимся странам для выполнения требований Протокола (находящиеся в распоряжении фонда средства образуют ежегодные взносы развитых стран)

 

Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК (Framework Convention on Climate Change, UN FCCC)

 

Cоглашение, подписанное более чем 180 странами мира, включая Россию, все страны бывшего СССР и все промышленно развитые страны, об общих принципах действия стран по проблеме изменения климата. Конвенция содержит обязательства по ограничению выбросов парниковых газов для промышленно-развитых стран и стран с переходной экономикой на уровне 1990 г. к 2000 г. Конвенция не содержит количественных обязательств, поэтому для их определения был разработан дополнительный документ — Киотский протокол.

 

Нуукская декларация об окружающей среде и развитии в Арктике

 

Стороны подтвердили свое обязательство заниматься охраной окружающей среды Арктики на приоритетной основе и осуществлять Стратегию охраны окружающей среды Арктики, включающую в себя:

- изыскание ресурсов для того, чтобы каждая страна могла участвовать в программе деятельности в рамках Стратегии; 

- стремление поддержать с помощью этих ресурсов совместные проекты, чтобы каждая страна могла участвовать в деятельности Программы арктического мониторинга и оценки (ПАМО), включая завершение национальных планов; 

- создание рабочей группы по определению потребностей для предотвращения загрязнения арктической морской среды и по оценке необходимости принятия мер на международных форумах для обеспечения признания особо чувствительного характера морских районов Арктики, покрытых льдом; 

- подтверждение обязательства в отношении устойчивого развития, включая постоянное использование возобновляемых ресурсов коренными народами; 

- придание особого значения необходимости системы уведомления и совершенствования сотрудничества в том, что касается взаимной помощи в случае аварийных ситуаций в регионе Арктики; 

- подтверждение того, что деятельность по управлению, планированию и развитию должна предусматривать сохранение, постоянное использование и охрану арктической флоры и фауны;

- сохранение, защита и, в случае необходимости, восстановление экосистем Арктики;

- эффективное внутреннее законодательство в области окружающей среды;

принципы Декларации Рио об окружающей среде и развитии имеют особое значение для устойчивого развития в Арктике;

- обязанность в соответствии с национальными правилами и законами содействовать необходимому доступу к информации к участию в принятии таких решений;

- содействовать эффективному участию в обеспечении устойчивого развития в Арктике коренного населения;

- предусматривать применение осторожных подходов к мероприятиям, имеющим экологические последствия, включая предварительную оценку и систематическое наблюдение за последствиями таких мероприятий;

- предварительное и своевременное уведомления и проведение консультаций в отношении видов деятельности, которые могут оказывать значительное вредное трансграничное воздействие на окружающую среду. 

 

Киотский протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата

 

Киотский протокол был принят в дополнение к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата как документ, уточняющий обязательства сторон по сокращению выбросов парниковых газов. Юридической базой для документа стал Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.). Участником Протокола не является США.

Стороны Протокола берут на себя обязательства по сокращению выбросов парниковых газов не менее чем на 5% по сравнению с уровнями выбросов 1990 года в период действия обязательств с 2008 по 2012 год. Сторонам Протокола, осуществляющим переход к рыночной экономике, Конференцией Сторон может быть предоставлена определенная степень гибкости при исполнении обязательств по Протоколу. Протокол в общих чертах определяет систему оценки антропогенных выбросов, применяемую для целей данного Протокола.

Протокол предусматривает возможность покупки и продажи квот на выбросы парниковых газов между Сторонами Протокола, применяя, таким образом, рыночный механизм для решения экологических проблем.

Протокол ратифицирован Российской Федерацией со следующим заявлением:   

"… решение о ратификации было принято после тщательного анализа всех факторов, в том числе с учетом значения Протокола для развития Международного сотрудничества, а также с учетом того, что Протокол вступит в силу только при условии участия в нем Российской Федерации.     

Протокол определяет для каждой из подписавших его Сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период его действия - с 2008 по 2012 год.

Обязательства Сторон Протокола по количественным показателям сокращений эмиссии парниковых газов в атмосферу в последующие периоды действия Протокола будут определяться в ходе переговоров со Сторонами Протокола. По итогам этих переговоров Российская Федерация примет решение о своем участии в Протоколе".

Ожидается, что на смену Протоколу придёт новое соглашение, предположительно достигнутое в декабре 2009 на конференции ООН в Копенгагене. 

 

Стокгольмская декларация по окружающей среде

 

С Конференции ООН 1972 г. в Стокгольме принято отсчитывать начало международной системы охраны окружающей среды. После принятия Декларации по окружающей среде произошел всплеск правотворческой деятельности как на национальном, так и на международном уровнях. Кроме того, Стокгольмская конференция привела к созданию ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде - (UNEP, United Nations Environment Programme) – организации, которая выполняет административные функции по семи крупным конвенциям, а также множеству региональных соглашений по экологии.

Стокгольмская декларация основана на признании ее участниками необходимости общего подхода к восприятию проблем окружающей среды и созданию общих принципов ее сохранения и улучшения.

Декларация принципов, составляющая вторую главу Стокгольмской декларации, включает в себя 26 принципов, в том числе:

- принцип ответственности человека за охрану и улучшение окружающей среды;

- принцип планирования и управления использованием природных ресурсов Земли;

- принцип особой ответственности человека за природные объекты, находящиеся под серьезной угрозой;

- принцип защиты от истощения невосполнимых ресурсов Земли;

- принцип принятия всех возможных мер для предотвращения загрязнения морей веществами, которые могут поставить под угрозу здоровье человека, нанести вред живым ресурсам и морским видам;

- принцип финансовой и технической помощи развивающимся странам в целях улучшения окружающей среды таких стран;

- принцип планирования населенных пунктов и урбанизации и др. 

 

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию

 

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, созванная в 1992 году в Рио-де-Жанейро, подтвердила Стокгольмскую декларацию по окружающей среде и, желая развивать заложенные в ней принципы, приняла новую декларацию по окружающей среде и развитию. Целью принятия документа стало желание учредить новый, справедливый механизм глобального партнерства посредством создания новых уровней сотрудничества между государствами, секторами общества и людьми.

Декларация содержит 27 принципа, включая:

- принцип суверенности права на разработку собственных ресурсов в соответствии с собственной национальной политикой в области окружающей среды и развития;

- принцип обязательного обеспечения государствами безопасности для окружающей среды деятельности, ведущейся под их юрисдикцией или контролем;

- принцип удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений при реализации права на развитие;

- принцип неразрывности процесса развития и защиты окружающей среды;

- принцип дифференцированных обязанностей по защите окружающей среды с учетом бремени, которое налагает на окружающую среду планеты государство, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми оно обладает и др. 

 

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды

 

Конвенция признает, что в вопросах, касающихся окружающей среды, совершенствование доступа к информации и участия общественности в процессе принятия решений повышает качество принимаемых решений и процесса их осуществления, способствует улучшению информированности общественности об экологических проблемах, предоставляет общественности возможность выражать свою озабоченность и позволяет государственным органам обеспечивать должный учёт таких интересов.

Государства-участники Конвенции гарантируют права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Государства-участники Конвенции берут на себя обязательства:

принять законодательные и другие меры для создания и поддержания четкой и открытой структуры для осуществления положений Конвенции;

способствовать экологическому просвещению и информированности общественности о проблемах окружающей среды, особенно в отношении получения доступа к информации;

оказывать поддержку объединениям, организациям и группам, способствующим охране окружающей среды;

обеспечить, чтобы лица, осуществляющие свои права в соответствии с положениями настоящей конвенции, не подвергались за свою деятельность наказанию, преследованиям или притеснениям в любой форме и др.;

 

В Конвенции определены:

понятие экологической информации;

порядок и условия получения экологической информации;

перечень оснований отказа в предоставлении экологической информации;

способы распространения информации о состоянии окружающей среды, которые должны использовать Государства-участники;

формы и порядок участия общественности в принятии решений;

виды деятельности, разрешение о целесообразности которых принимается с участием общественности (энергетика, производство и обработка металлов, переработка минерального сырья и т.п.);

порядок обеспечения Государствами-участниками доступа к правосудию по делам о неправомерном ограничении доступа к экологической информации. 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ОТХОДАХ

Российская федерация:

Федеральный закон РФ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами»

1997 г.

 

Федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления»

1998 г.

 

Федеральный закон РФ «Об охране атмосферного воздуха»

1999 г.

 

Приказ Минсельхоза "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов"

1995 г.

 

Постановление Правительства РФ «О предоставлении судну освобождения (изъятия) от выполнения требований Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (с изменениями, внесенными Протоколом 1978 г. к ней) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.»

2008 г.

 

Международное:

 

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов

1973 г.

 

Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

1979 г.

 

Протокол об ограничении выбросов окислов азота или их трансграничных потоков к Конвенции 1979 года о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния

1988 г.

 

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением

1989 г.

 

Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий

1992 г.

 

Конвенция о защите Черного моря от загрязнения

1992 г.

 

Конвенция по защите морской среды Балтийского моря

1992 г.

 

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

1992 г.

 

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях

2001 г.

 

Протокол о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды к Конвенции 1992 года по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и к Конвенции 1992 года о трансграничном воздействии промышленных аварий

2003 г.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО- ЯДЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб

 

Конвенция определяет некоторые минимальные нормы финансовой защиты от ущерба, который возникает в результате мирного использования ядерной энергии. Конвенцией установлены:

критерии признания потерь и убытков ядерным ущербом;

лица, ответственные за ядерный ущерб;

случаи возникновения обязанности возмещения ядерного ущерба;

возможность ограничения материальной ответственности за ущерб;

сроки действия права на получение компенсации за ядерный ущерб;

суды, в юрисдикцию которых входит рассмотрение исков о возмещении ядерного ущерба.

 

Конвенция о физической защите ядерного материала

 

Ядерным материалом данной Конвенцией признается плутоний, за исключением плутония с концентрацией изотопов, превышающей 80% по плутонию-238, уран-233, уран, обогащенный изотопами уран-235 или уран-233, уран, содержащий смесь изотопов, встречающихся в природе в форме, отличной от руды или рудных остатков, и любой материал, содержащий один из вышеназванных элементов или более.

 

Конвенция применяется к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки.

 

Каждое государство-участник Конвенции принимает меры для обеспечения того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал, находящийся в пределах его территории или на борту корабля или самолета, действующих под его юрисдикцией, защищался на уровнях, описанных в Приложении I к Конвенции.

 

Государства-участники определяют свой центральный орган и пункт связи, ответственные за физическую защиту ядерного материала и за ответные действия в случае любого незаконного перемещения, использования или изменения ядерного материала или в случае реальной угрозы такого действия.

 

В Конвенции установлены:

правонарушения в области ядерной безопасности (которые рассматриваются как правонарушения, связанные с выдачей правонарушителя);

правила определения юрисдикции в отношении таких правонарушителей в международном контексте;

правила сотрудничества государств в связи с защитой ядерного материала при его международной перевозке и в связи с расследованием правонарушений в области ядерной безопасности.

 

При подписании Конвенции СССР сделал оговорку по п. 2 ст. 17, не признавая процедуры урегулирования споров, предусмотренные данным пунктом Конвенции. В 2007 г. Россия сняла оговорку по данному пункту.

 

Декларация о предотвращении ядерной катастрофы

Декларация основывается на цели полного исключения возможности применения ядерного оружия посредством прекращения его производства и ликвидации его уже существующих запасов.

Первым шагом в этом направлении Декларацией названа постановка вне закона применения ядерного оружия и ядерной войны.

Декларация провозглашает пять основных принципов предотвращения ядерной войны.

 

Генеральная Ассамблея, памятуя, что главнейшей задачей Организации Объединенных Наций, рожденной в огне второй мировой войны, было, есть и будет избавление ныне живущих и грядущих поколений людей от бедствий войны,сознавая, что все ужасы прошлых войн, все другие выпадавшие на долю людей бедствия померкли бы перед тем, что несет с собой применение ядерного оружия, способного погубить земную цивилизацию,вновь подтверждая, что признанной всеми целью является полное исключение возможности применения ядерного оружия посредством прекращения его производства с последующей ликвидацией его запасов и что с этой целью приоритет на переговорах по разоружению должен быть отдан ядерному разоружению, будучи убежденной в том, что в качестве первого шага в этом направлении применение ядерного оружия и ядерная война должны быть поставлены вне закона, торжественно провозглашает от имени государств – членов Организации Объединенных Наций:

 

Государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества.

 

Никогда не будет ни оправдания, ни прощения тем государственным деятелям, которые приняли бы решение применить первыми ядерное оружие.

 

С законами человеческой морали и высокими идеалами Объединенных Наций несовместимы любые доктрины, допускающие применение первыми ядерного оружия, и любые действия, подталкивающие мир к катастрофе.

 

Высший долг и прямая обязанность руководителей государств, обладающих ядерным оружием, - действовать так, чтобы свести на нет опасность возникновения ядерного конфликта. Гонка ядерных вооружений должна быть остановлена и повернута вспять совместными усилиями, путем честных и равноправных переговоров, имеющих в качестве конечной цели полную ликвидацию ядерного оружия.

 

Ядерная энергия должна использоваться только в мирных целях, только на благо человечества.

 

Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии

Конвенция направлена на сведение к минимуму трансграничных радиационных последствий, которое возможно при более оперативном предоставлении государствами соответствующей информации о ядерных авариях.

Конвенция применяется в случае любой аварии, связанной с установками или деятельностью государства – участника, лиц и юридических субъектов под его юрисдикцией, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь с точки зрения радиационной безопасности значение для другого государства.

Установками и деятельностью, указанными выше, являются:

a) любой ядерный реактор независимо от местонахождения;

b) любая установка ядерного топливного цикла;

c) любая установка по обращению с радиоактивными отходами;

d) перевозка и хранение ядерного топлива или радиоактивных отходов;

e) изготовление, использование, хранение, удаление и перевозка радиоизотопов для сельскохозяйственных промышленных, медицинских целей и для проведения научных исследований в этих областях; и

f) использование радиоизотопов для выработки энергии в космических объектах.

В случае ядерной аварии государство – участник Конвенции незамедлительно оповещает об аварии те государства, которые подверглись или могут подвергнуться физическому воздействию вследствие аварии, а также Международное агентство по атомной энергии.

В Конвенции определены:

функции Международного агентства по атомной энергии в связи с Конвенцией;

перечень данных, который в случае аварии должно предоставить государство-участник заинтересованным государствам и Агентству;

обязанность учреждения государствами-участниками национальных органов и пунктов связи, ответственных за направление и получение оповещений и информации о ядерных авариях, к которым Агентство должно иметь доступ;

порядок урегулирования споров относительно толкования или применения Конвенции.

 

Конвенция о ядерной безопасности

Конвенция предусматривает:

введение соответствующих национальных требований и регулирующих положений в области безопасности;

систему лицензирования в отношении ядерных установок и запрещение эксплуатации ядерной установки без лицензии;

систему регулирующего контроля и оценки ядерных установок в целях проверки соблюдения действующих регулирующих положений и условий лицензий;

обеспечение выполнения действующих регулирующих положений и условий лицензий, включая приостановку действия, изменение или аннулирование.

 

Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами

 

Конвенция определяет обязательства Договаривающихся Сторон в отношении обеспечения безопасности обращения с отработавшим топливом, образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, и безопасности обращения с радиоактивными отходами в тех случаях, когда радиоактивные отходы образуются в результате гражданской деятельности.

 

Основными целями Конвенции являются: достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества; обеспечение эффективных средств защиты от потенциальной опасности на всех стадиях обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами для защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующих излучений в настоящее время и в будущем; предотвращение аварий с радиологическими последствиями и смягчение этих последствий в том случае, если они произойдут на любой стадии обращения с отработавшим топливом или радиоактивными отходами.

 

В соответствии с положениями Конвенции договаривающиеся стороны должны принимать соответствующие меры для обеспечения минимизации образования радиоактивных отходов, связанных с обращением с отработавшим топливом, насколько это практически достижимо в соответствии с политикой, принятой в области топливного цикла, для эффективной защиты отдельных лиц, общества в целом и окружающей среды путем применения на национальном уровне соответствующих методом защиты, утвержденных регулирующим органом в рамках национального законодательства.

 

Федеральный закон №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Российская Федерация)

Данный Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Законе даны определения понятиям: радиационная безопасность населения, ионизирующее излучение, естественный радиационный фон, санитарно-защитная зона и др.

Законом определены:

- полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности населения;

- субъекты государственного управления, надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности населения;

- основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения;

- основные показатели оценки состояния радиационной безопасности;

- требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, при радиационной аварии;

- права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности;

- ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности.

 

Федеральный закон № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов» (Российская Федерация)

Данный Закон устанавливает основы гарантированного финансирования выполняемых на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах работ, необходимого для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования этих производств и объектов.

Особо радиационно опасными и ядерно опасными производствами и объектами (далее - особо опасные объекты) являются организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. Перечень особо опасных объектов разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Финансирование деятельности особо опасных объектов осуществляется на принципах гарантированности, достаточности, своевременности предоставления ассигнований из федерального бюджета, обеспечивающих безопасное и устойчивое функционирование указанных объектов.

Данный Закон устанавливает основы гарантированного финансирования выполняемых на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах работ, необходимого для обеспечения безопасного и устойчивого функционирования этих производств и объектов.

Особо радиационно опасными и ядерно опасными производствами и объектами (далее - особо опасные объекты) являются организации независимо от форм собственности, а также воинские части, занимающиеся разработкой, производством, эксплуатацией, хранением, транспортированием, утилизацией ядерного оружия, компонентов ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий. Перечень особо опасных объектов разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Финансирование деятельности особо опасных объектов осуществляется на принципах гарантированности, достаточности, своевременности предоставления ассигнований из федерального бюджета, обеспечивающих безопасное и устойчивое функционирование указанных объектов.

 

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» №92-ФЗ (Российская Федерация)

Данный Федеральный закон устанавливает особенности государственного регулирования отношений в области разработки и реализации специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории (далее – Программ).

Программой признается программа реабилитации радиационно загрязненных участков территории, финансируемая за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов.

Порядок и сроки разработки Программ определяются Правительством Российской Федерации.

Программы направлены на обеспечение радиационной безопасности населения, общее снижение риска воздействия радиации и улучшение экологической ситуации на радиационно загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов.

 

Федеральный закон определяет:

- правила разработки Программ;

- содержание Программ;

- особенности финансирования программ;

- правила обеспечения экологической безопасности при осуществлении внешнеторговых операций с облученными тепловыделяющими сборками ядерных реакторов;

- субъектов контроля за выполнением требований Закона.